Перспективы алкогольной отрасли

Перспективы алкогольной отрасли

Сравнительный анализ падения доли потребления алкоголя и ситуации у производителей безалкогольной продукции

Производство-алкогольной-продукции

По данным Минздрава РФ, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения потребления алкоголя населением страны.
В период 2012 — 2016 гг. спад объемов потребления алкоголя составил порядка 20%.

Рис. №1 - Производство алкоголя в пересчете на чистый спирт на душу населения, л/год

Производство алкоголя в пересчете начистый спирт на душу населения, л/год
Потребление алкоголя (чистый спирт на душу населения, литр/год)
2012 12,8
2013 11,9
2014 11,8
2015 10,5
2016 10,3

* По данным Минздрава РФ

На фоне снижения объемов потребления падают объемы производства и продаж алкоголя.

По данным Росстата в Российской Федерации в 2016 году было произведено:

По-данным-Росстата-в-Российской-Федерации-в-2016-году-было-произведено

При этом, спад объемов производства с 2012 года составил:
1. по алкогольной продукции - 9%
2. по пиву - 24%

С учетом изменений потребительских предпочтений в сторону безалкогольных напитков, наблюдается отрицательная производственная динамика алкогольной продукции, что отражено на рисунках ниже.

Рис. №2 - Производство алкогольной продукции млн. дкд.

Производство-алкогольной-продукции-

Рис. №3 - Производство пива млн. дкд.

Производство-пива

Источник: ИАС FIRA PRO

Год Пиво, кроме отходов пивоварения Алкогольная продукция — всего, кроме пива
2012 952 203
2013 829 196
2014 774 173
2015 730 172
2016 728 184

* По данным Минздрава РФ

Не смотря на общий негативный тренд в объемах производства алкогольной продукции наблюдаемый с 2012г., мы видим, что с 2014г. наблюдается восстановление производства алкогольной продукции. При этом, в производстве пивной продукции сохраняется негативный тренд.

Объем продаж алкоголя населению в 2016 году составил 1 046 млн. дкл., из них 841 млн. дкл. (80%) пришлось на пивную продукцию. Спад объемов продаж наблюдается во всех сегментах, но значительнее всего они снизились в сегменте слабоалкогольных (крепостью не выше 9%) напитков — на 67,3% по сравнению с 2012 годом.

Тем не менее, количество производителей алкогольной продукции постоянно увеличивается, в основном за счет пивной отрасли. Прирост числа производителей пива с 2012 года составил 74.

Быстрыми темпами растет и число производителей безалкогольных напитков, что может указывать на высокую привлекательность данного сегмента для потенциальных участников.

Если рассматривать отрасль “Производство напитков” в целом за более длительный период (с 2008 года), то можно отметить значительные изменения в структуре отраслевой выручки. Основной объем выручки (~46%) приходился на пивоваренную отрасль, а на долю производителей безалкогольной продукции чуть более 20%, сейчас же эти 2 сегмента практически сравнялись. При этом сократилась доля выручки пивоваров и увеличилась доля выручки производителей безалкогольных напитков.

Рис. №4 - Структура отраслевой выручки в 2008г.

Структура-отраслевой-выручки-в-2008
Производство 2008 г., млр.руб.
Безалкогольных напитков 112,6
Пива 243,5
Крепких спиртных напитков 95,1
Прочих алкогольных напитков 41,2
Вин 35,3

Источник: ИАС FIRA PRO

Рис. №5 - Структура отраслевой выручки в 2016г.

Структура-отраслевой-выручки-в-2016г
Производство 2016 г., млр.руб.
Безалкогольных напитков 279,5
Пива 315,6
Крепких спиртных напитков 141,1
Прочих алкогольных напитков 72,0
Вин 59,0

Источник: ИАС FIRA PRO

Для построения конкурентной матрицы мы выбрали по 2 (Два) крупнейших производителя из различных сегментов отрасли “Производство напитков”:

1.Безалкогольные напитки

2.Пиво

3.Вина

4.Дистиллированные алкогольные напитки: водка, виски, бренди и т.д.

Рис. №6 - Рыночная доля крупнейших производителей безалкогольной продукции, %

Рыночная-доля-крупнейших-производителей-безалкогольной-продукции

Лидерами по выручке в отрасли “Производство напитков” являются производители безалкогольных напитков “Пепсико Холдингс”, “Кока-Кола ЭйчБиси Евразия” и “Пивоваренная компания Балтика” с сумарной рыночной долей в ~34%. При этом, более высокие темпы роста выручки демонстрируют производители безалкогольных напитков.

Крупнейшие производители безалкогольной продукции по выручке, %
ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» 13,9%
ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ “БАЛТИКА” 10,4%
ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» 9,5%

Источник: ИАС FIRA PRO

Наибольшая динамика выручки отмечена у компаний-лидеров по производству дистиллированных напитков и вин, однако доля их выручки совсем незначительна.

Компания Динамика роста, % Доля выручки в общем объеме выручки, % Выручка (нетто) от продажи, тыс. руб.
ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» 117,6% 13,9% 120 564
ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ “БАЛТИКА” 104,5% 10,4% 90 525
ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» 109,7% 9,5% 82 780
АО «САН ИНБЕВ» 105,9% 4,8% 41 662
АО «ТАТСПИРТПРОМ» 127,3% 1,5% 13 138
ООО «ЛВЗ КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО» 155,4% 0,8% 6 701
ЗАО «ИГРИСТЫЕ ВИНА» 122,4% 0,7% 5 800
ООО «КУБАНЬ-ВИНО» 151,2% 0,7% 5 649

Источник: ИАС FIRA PRO

Рис. №7 - Темпы роста и доля крупнейших компаний отрасли

Темпы-роста-и-доля-крупнейших-компаний-отрасли-

Источник: ИАС FIRA PRO

Снижение потребления алкогольной продукции и как следствие, снижение объемов ее продаж, связано как с политикой государства, направленной на борьбу с алкоголизацией, так и со снижением доходов населения. Помимо этого, из-за дефицита бюджета можно предположить, что акцизы на алкоголь будут продолжать расти, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту цен на алкогольную продукцию и снижению его доступности для населения.

За период с 2012-2016гг. Вся алкогольная продукция подорожала практически в 1.5 раза. Наибольший рост цен отмечен на вина столовые и пиво отечественных торговых марок — на 63% и 65% соответственно. Значительный рост цен можно отметить и на безалкогольные напитки, однако их стоимость остается достаточно невысокой и вполне доступной для потребителя.

2012 2013 2014 2015 2016
Коньяк ординарный, отечественного производства 895 984 1101 1224 1296
Водка крепостью 40% н/д н/д н/д 573 597
Вино виноградное 239 259 286 348 369
Вино игристое 213 230 246 274 297
Пиво импортное 158 171 183 210 221
Пиво отечественное 66 73 83 94 103
Вода газированная 26 27 29 33 36
Вода минеральная 23 24 26 29 30

Источник: ИАС FIRA PRO

Для подготовки данного исследования были использованы данные информационно-аналитической системы (ИАС) FIRA PRO.

Приведенные сведения имеют общеинформационное значение, не содержат закрытых данных и не могут быть использованы для коммерческих целей.

Если хотите провести более глубокий анализ отрасли “Производство напитков” или какой либо другой отрасли, вы всегда можете воспользоваться ИАС FIRA PRO и за считанные дни, провести полноценный бизнес анализ

Перспективы-алкогольной-продукции