Экспресс-анализ привлекательности российского рынка безалкогольных напитков Экспресс-анализ привлекательности российского рынка безалкогольных напитков График 1. Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков в России в 2012-2017 гг., млрд руб Объем внутреннего видимого потребления безалкогольных напитков по итогам 2017 года составил свыше 238 млрд руб. Рост объемов потребления по сравнению с 2012 годом на 33%. Наибольшие темпы роста потребления наблюдаются в сегментах безалкогольных ароматизированных и/или подслащенных напитков и минеральной воды – на 80% и 40% соответственно. При этом наблюдается падение потребительского спроса на соковую продукцию – на 17%. График 2. Потребительские цены на безалкогольную продукцию, руб/л Основным фактором, влияющим на снижение потребительского спроса в сегменте соковой продукции можно назвать значительный рост цен (в 1,5 раза с 2012 года). И хотя рост цен наблюдался во всех сегментах, стоимость литра сока существенно (более чем в 2 раза) превышает стоимость литра газировки (быстро растущий сегмент). В результате, рядовой потребитель либо стал реже приобретать соки, либо заменил их на более доступные по цене газированные напитки. График 3. Сезонность потребления безалкогольных напитков в России Рынок безалкогольных напитков имеет ярко выраженную сезонность, основной объем потребления приходится на весеннее-летний период и декабрь месяц. Структура потребления: Чуть менее 90% потребления всех безалкогольных напитков приходится на продукцию, произведенную в России. Наибольшая доля импорта (порядка 30%) — в сегменте соковой продукции. Основные страны-поставщики: Китай, Бразилия, Польша, Нидерланды, Израиль, Испания. На экспорт из России идет только порядка 5% произведенной в стране минеральной воды и ароматизированных и/или подслащенных напитков, основные потребители — страны СНГ: Украина, Казахстан, Беларусь. График 4. Количество компаний и их суммарная выручка 2 440 — количество компаний-производителей безалкогольных напитков по данным за 2016 год (учтены компании с наличием бухгалтерский отчетности за период), суммарный объем выручки — 314,9 млрд руб. Постоянный (за исключением 2015 года) рост числа компаний в отрасли, что свидетельствует о высокой привлекательность данного рынка для потенциальных игроков. График 5. Темпы роста и доля ТОП-10 компаний отрасли ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» ОАО «САДЫ ПРИДОНЬЯ» ООО «ЮСК» ООО «САНФРУТ-ТРЕЙД» ООО ФИРМА «МЕРКУРИЙ» ООО «ПК»АКВАЛАЙФ» ООО «КАРАЧИНСКИЙ ИСТОЧНИК» ООО «ЦУЕГГ РУССИЯ» ООО «ФОНТЕ АКВА» На долю двух крупнейших игроков отрасли (Пепсико Холдингс и Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия) по итогам 2016 года приходится 65% отраслевой выручки (в 2012 году — 57%). Практически все ведущие компании демонстрируют положительную динамику темпов роста выручки. График 6. Показатели эффективности деятельности ТОП-10 компаний отрасли ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» ОАО «САДЫ ПРИДОНЬЯ» ООО «ЮСК» ООО «САНФРУТ-ТРЕЙД» ООО ФИРМА «МЕРКУРИЙ» ООО «ПК»АКВАЛАЙФ» ООО «КАРАЧИНСКИЙ ИСТОЧНИК» ООО «ЦУЕГГ РУССИЯ» ООО «ФОНТЕ АКВА» ООО «Пепсико Холдингс» — единственная компания из списка лидеров с отрицательной рентабельностью прибыли до налогообложения. Выводы Рынок безалкогольной продукции продолжает расти, однако его сегменты демонстрируют различную динамику. Основная конкурентная борьба происходит между двумя крупными международными пищевыми корпорациями, что сказывается на падении доли выручки национальных производителей. Однако рынок привлекает всё новых производителей – количество компаний в отрасли постоянно увеличивается. В данный момент, для входа в отрасль и успешного развития бизнеса потенциальный участник должен иметь современную производственно-техническую базу, стабильные связи с поставщиками сырья и ресурсов, налаженную систему дистрибуции, что несомненно требует значительных капиталовложений Для подготовки данного исследования были использованы данные информационно-аналитической системы (ИАС) FIRA PRO. Приведенные сведения имеют общеинформационное значение, не содержат закрытых данных и не могут быть использованы для коммерческих целей. Для получения более детальной и актуализированной информации, пожалуйста, обращайтесь к специалистам «Первого независимого рейтингового агентства».