Стратегическое планирование
Стратегическое планирование тесно связано со стратегическим маркетингом и является его логическим продолжением. Результатом стратегического планирования является фундамент, на базе которого осуществляется развитие компании с учетом инвестиционного планирования. Стратегический анализ, планирование и реализация является составными частями процесса стратегического управления.
Весь процесс стратегического управления можно условно разделить на три основных блока:
Этапы стратегического планирования | Определение этапов стратегического планирования | |
Сбор и анализ информации (стратегический анализ) |
|
|
Принятие решений (разработка стратегии) |
|
|
Реализация стратегии (управление стратегическими проектами) |
|
Для успешного принятия решений и практической реализации разработанной стратегии, необходимо проводить всеобъемлющий анализ макроэкономической среды компании , что позволяет выявлять внешние и внутренние тренды.
Стратегический анализ в компании осуществляется посредством проведения следующих видов анализа:
- PEST + М анализ — анализ внешних и внутренних факторов
- SWOT анализ — определение сильных и слабых сторон компании, а также внешних угроз влияющих на развитие бизнеса и возможностей компании.
- Проведение бенчмаркинга отрасли (рейтинг компаний по финансовым показателям)
- Анализ продуктового портфеля (BCG матрица)Анализ операционной деятельности компании, для определения слабых мест в бизнес-процессах компании, оказывающих влияние на снижение эффективности деятельности предприятия
Для анализа внешних факторов бизнес среды компании, используется PEST+М анализ, в котором изучается следующие факторы:
- Политические (P)
- Экономические (Е)
- Социальные (S)
- Технологические (Т)
- Рыночное окружение (М)
Для анализа таких факторов как “Экономические (Е)” и “Рыночное окружение (М)” необходимо на регулярной основе проводить мониторинг следующих параметров:
Факторы анализа | Детализация параметров анализа | |
Экономические (Е) / Социальные (S) |
|
|
Рыночное окружение (М) |
|
Как видно из таблицы, для проведения стратегического анализа, компаниям необходимо иметь штат сотрудников, с соответствующим опытом работы. Как показывает практика, для проведения всеобъемлющего стратегического анализа, потребуется не только опыт сотрудников, но и время.
Так или иначе, для повышения эффективности процесса анализа внешних факторов бизнес среды компании, желательно использовать специализированный инструмент, который позволит в максимально короткие сроки не только собрать и обработать данные, но и принять объективное решение, целью которого является развитие бизнеса.
Одним из таких инструментов является информационно-аналитическая система FIRA. В составе данной системы представлен полный перечень данных, которые необходимы для анализа Экономических факторов (Е) / Социальные (S) и Рыночного окружения (М) компании.
В качестве примера, ИАС FIRA обладает следующими возможностями для проведения анализа “Рыночного окружения компании (М)”:
Параметры анализа «Рыночного окружения (М)» | Возможности ИАС FIRA для анализа “Рыночного окружения компании (М)” | |
Поставщики | При выборе отрасли, имеется возможность, сформировать список всех компаний, по более чем 30 финансовым показателям. | |
Покупатели | Независимо от профиля рынка, на котором реализуется продукция — B2C или B2B с помощью ИАС FIRA возможно оценить:
|
|
Конкуренты | Провести рейтинг компаний, работающих в анализируемой отрасли или построить BCG матрицу по темпам роста выручки и норме рентабельности бизнеса. | |
Новые игроки | Анализируя импорт/экспорт в разрезе наименования продукции, получаете профиль стран, из которых могут прийти новые игроки на локальный рынок, в случае роста импортируемой продукции. | |
Товары заменители | Анализируя норму видимого потребления продукции в разрезе регион-продукт и объединяя данные с ценами производителей/потребителей, появляется возможность выявлять тренды падения спроса на производимую продукцию и рост на продукцию из альтернативной отрасли, которая может выступать в качестве “заменителя”. |