Стратегическое планирование

Стратегическое планирование тесно связано со стратегическим маркетингом и является его логическим продолжением. Результатом стратегического планирования является фундамент, на базе которого осуществляется развитие компании с учетом инвестиционного планирования. Стратегический анализ, планирование и реализация является составными частями процесса стратегического управления.

Весь процесс стратегического управления можно условно разделить на три основных блока:

Этапы стратегического планирования   Определение этапов стратегического планирования
 Сбор и анализ информации (стратегический анализ)
  • стратегический анализ
  • методология анализа
  • форматы анализа
Принятие решений (разработка стратегии)
  • методология разработки стратегии
  • форматы стратегического анализа
Реализация стратегии (управление стратегическими проектами)
  • определение стратегических задач
  • механизм реализации стратегии
  •  организация процесса реализации стратегии

Для успешного принятия решений и практической реализации разработанной стратегии, необходимо проводить всеобъемлющий анализ макроэкономической среды компании , что позволяет выявлять внешние и внутренние тренды.

Стратегический анализ в компании осуществляется посредством проведения следующих видов анализа:

  • PEST + М анализ — анализ внешних и внутренних факторов
  • SWOT анализ — определение сильных и слабых сторон компании, а также внешних угроз влияющих на развитие бизнеса и возможностей компании.
  • Проведение бенчмаркинга отрасли (рейтинг компаний по финансовым показателям)
  • Анализ продуктового портфеля (BCG матрица)Анализ операционной деятельности компании, для определения слабых мест в бизнес-процессах компании, оказывающих влияние на снижение эффективности деятельности предприятия

Для анализа внешних факторов бизнес среды компании, используется PEST+М анализ, в котором изучается следующие факторы:

  • Политические (P)
  • Экономические (Е)
  • Социальные (S)
  • Технологические (Т)
  • Рыночное окружение (М)

Для анализа таких факторов как “Экономические (Е)” и “Рыночное окружение (М)” необходимо на регулярной основе проводить мониторинг следующих параметров:

Факторы анализа   Детализация параметров анализа
Экономические (Е) /  Социальные (S)
Рыночное окружение (М)

Как видно из таблицы, для проведения стратегического анализа, компаниям необходимо иметь штат сотрудников, с соответствующим опытом работы. Как показывает практика, для проведения всеобъемлющего стратегического анализа, потребуется не только опыт сотрудников, но и время.

Так или иначе, для повышения эффективности процесса анализа внешних факторов бизнес среды компании, желательно использовать специализированный инструмент, который позволит в максимально короткие сроки не только собрать и обработать данные, но и принять объективное решение, целью которого является развитие бизнеса.

Одним из таких инструментов является информационно-аналитическая система  FIRA. В составе данной системы представлен полный перечень данных, которые необходимы для анализа Экономических факторов (Е) / Социальные (S) и Рыночного окружения (М) компании.

В качестве примера, ИАС FIRA обладает следующими возможностями для проведения анализа “Рыночного окружения компании (М)”:

Параметры анализа «Рыночного окружения (М)»   Возможности ИАС FIRA для анализа “Рыночного окружения компании (М)”
Поставщики При выборе отрасли, имеется возможность, сформировать список всех компаний, по более чем 30 финансовым показателям.
Покупатели Независимо от профиля рынка, на котором реализуется продукция — B2C или B2B с помощью ИАС FIRA возможно оценить:

  • емкость B2C рынка в натуральном и финансовом выражении
  • структуру B2C рынка
  • структуру дохода B2C рынка
  • структуру B2B рынка
  • емкость B2B рынка как в натуральном, так и в финансовом выражении
Конкуренты Провести рейтинг компаний, работающих в анализируемой отрасли или построить BCG матрицу по темпам роста выручки и норме рентабельности бизнеса.
Новые игроки Анализируя импорт/экспорт в разрезе наименования продукции, получаете профиль стран, из которых могут прийти новые игроки на локальный рынок, в случае роста импортируемой продукции.
Товары заменители Анализируя норму видимого потребления продукции в разрезе регион-продукт и объединяя данные с ценами производителей/потребителей, появляется возможность выявлять тренды падения спроса на производимую продукцию и рост на продукцию из альтернативной отрасли, которая может выступать в качестве “заменителя”.

Не тратьте время на сбор и обработку информации, так необходимой для проведения работ по стратегическому планированию, поскольку вся нужная информация уже собрана и представлена в удобном для анализа формате в ИАС FIRA.

FIRA— смотри В БУДУЩЕЕ — ПРЕУСПЕВАЙ в настоящем!