Перспективы алкогольной отрасли
Сравнительный анализ падения доли потребления алкоголя и ситуации у производителей безалкогольной продукции
По данным Минздрава РФ, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения потребления алкоголя населением страны.
В период 2012 — 2016 гг. спад объемов потребления алкоголя составил порядка 20%.
Рис. №1 - Производство алкоголя в пересчете на чистый спирт на душу населения, л/год
Потребление алкоголя (чистый спирт на душу населения, литр/год) | |
2012 | 12,8 |
2013 | 11,9 |
2014 | 11,8 |
2015 | 10,5 |
2016 | 10,3 |
* По данным Минздрава РФ
На фоне снижения объемов потребления падают объемы производства и продаж алкоголя.
По данным Росстата в Российской Федерации в 2016 году было произведено:
При этом, спад объемов производства с 2012 года составил:
1. по алкогольной продукции - 9%
2. по пиву - 24%
С учетом изменений потребительских предпочтений в сторону безалкогольных напитков, наблюдается отрицательная производственная динамика алкогольной продукции, что отражено на рисунках ниже.
Рис. №2 - Производство алкогольной продукции млн. дкд.
Рис. №3 - Производство пива млн. дкд.
Источник: ИАС FIRA PRO
Год | Пиво, кроме отходов пивоварения | Алкогольная продукция — всего, кроме пива |
2012 | 952 | 203 |
2013 | 829 | 196 |
2014 | 774 | 173 |
2015 | 730 | 172 |
2016 | 728 | 184 |
* По данным Минздрава РФ
Не смотря на общий негативный тренд в объемах производства алкогольной продукции наблюдаемый с 2012г., мы видим, что с 2014г. наблюдается восстановление производства алкогольной продукции. При этом, в производстве пивной продукции сохраняется негативный тренд.
Объем продаж алкоголя населению в 2016 году составил 1 046 млн. дкл., из них 841 млн. дкл. (80%) пришлось на пивную продукцию. Спад объемов продаж наблюдается во всех сегментах, но значительнее всего они снизились в сегменте слабоалкогольных (крепостью не выше 9%) напитков — на 67,3% по сравнению с 2012 годом.
Тем не менее, количество производителей алкогольной продукции постоянно увеличивается, в основном за счет пивной отрасли. Прирост числа производителей пива с 2012 года составил 74.
Быстрыми темпами растет и число производителей безалкогольных напитков, что может указывать на высокую привлекательность данного сегмента для потенциальных участников.
Если рассматривать отрасль “Производство напитков” в целом за более длительный период (с 2008 года), то можно отметить значительные изменения в структуре отраслевой выручки. Основной объем выручки (~46%) приходился на пивоваренную отрасль, а на долю производителей безалкогольной продукции чуть более 20%, сейчас же эти 2 сегмента практически сравнялись. При этом сократилась доля выручки пивоваров и увеличилась доля выручки производителей безалкогольных напитков.
Рис. №4 - Структура отраслевой выручки в 2008г.
Производство 2008 г., млр.руб. | |
Безалкогольных напитков | 112,6 |
Пива | 243,5 |
Крепких спиртных напитков | 95,1 |
Прочих алкогольных напитков | 41,2 |
Вин | 35,3 |
Источник: ИАС FIRA PRO
Рис. №5 - Структура отраслевой выручки в 2016г.
Производство 2016 г., млр.руб. | |
Безалкогольных напитков | 279,5 |
Пива | 315,6 |
Крепких спиртных напитков | 141,1 |
Прочих алкогольных напитков | 72,0 |
Вин | 59,0 |
Источник: ИАС FIRA PRO
Для построения конкурентной матрицы мы выбрали по 2 (Два) крупнейших производителя из различных сегментов отрасли “Производство напитков”:
1.Безалкогольные напитки
2.Пиво
3.Вина
4.Дистиллированные алкогольные напитки: водка, виски, бренди и т.д.
Рис. №6 - Рыночная доля крупнейших производителей безалкогольной продукции, %
Лидерами по выручке в отрасли “Производство напитков” являются производители безалкогольных напитков “Пепсико Холдингс”, “Кока-Кола ЭйчБиси Евразия” и “Пивоваренная компания Балтика” с суммарной рыночной долей в ~34%. При этом, более высокие темпы роста выручки демонстрируют производители безалкогольных напитков.
Крупнейшие производители безалкогольной продукции по выручке, % | |
ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» | 13,9% |
ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ “БАЛТИКА” | 10,4% |
ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» | 9,5% |
Источник: ИАС FIRA PRO
Наибольшая динамика выручки отмечена у компаний-лидеров по производству дистиллированных напитков и вин, однако доля их выручки совсем незначительна.
Компания | Динамика роста, % | Доля выручки в общем объеме выручки, % | Выручка (нетто) от продажи, тыс. руб. |
ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» | 117,6% | 13,9% | 120 564 |
ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ “БАЛТИКА” | 104,5% | 10,4% | 90 525 |
ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» | 109,7% | 9,5% | 82 780 |
АО «САН ИНБЕВ» | 105,9% | 4,8% | 41 662 |
АО «ТАТСПИРТПРОМ» | 127,3% | 1,5% | 13 138 |
ООО «ЛВЗ КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО» | 155,4% | 0,8% | 6 701 |
ЗАО «ИГРИСТЫЕ ВИНА» | 122,4% | 0,7% | 5 800 |
ООО «КУБАНЬ-ВИНО» | 151,2% | 0,7% | 5 649 |
Источник: ИАС FIRA PRO
Рис. №7 - Темпы роста и доля крупнейших компаний отрасли
Источник: ИАС FIRA PRO
Снижение потребления алкогольной продукции и как следствие, снижение объемов ее продаж, связано как с политикой государства, направленной на борьбу с алкоголизацией, так и со снижением доходов населения. Помимо этого, из-за дефицита бюджета можно предположить, что акцизы на алкоголь будут продолжать расти, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту цен на алкогольную продукцию и снижению его доступности для населения.
За период с 2012-2016гг. Вся алкогольная продукция подорожала практически в 1.5 раза. Наибольший рост цен отмечен на вина столовые и пиво отечественных торговых марок — на 63% и 65% соответственно. Значительный рост цен можно отметить и на безалкогольные напитки, однако их стоимость остается достаточно невысокой и вполне доступной для потребителя.
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Коньяк ординарный, отечественного производства | 895 | 984 | 1101 | 1224 | 1296 |
Водка крепостью 40% | н/д | н/д | н/д | 573 | 597 |
Вино виноградное | 239 | 259 | 286 | 348 | 369 |
Вино игристое | 213 | 230 | 246 | 274 | 297 |
Пиво импортное | 158 | 171 | 183 | 210 | 221 |
Пиво отечественное | 66 | 73 | 83 | 94 | 103 |
Вода газированная | 26 | 27 | 29 | 33 | 36 |
Вода минеральная | 23 | 24 | 26 | 29 | 30 |
Источник: ИАС FIRA PRO
Приведенные сведения имеют общеинформационное значение, не содержат закрытых данных и не могут быть использованы для коммерческих целей.
Если хотите провести более глубокий анализ отрасли “Производство напитков” или какой либо другой отрасли, вы всегда можете воспользоваться ИАС FIRA PRO и за считанные дни, провести полноценный бизнес анализ