Бытовая химия и косметика — экспресс-анализ отрасли

Бытовая химия и косметика

Экспресс-анализ отрасли

бытовая химия и косметика

Бытовая химия, как и средства личной гигиены занимают немалую долю в потребительской корзине, а под час и более, чем траты на продукты питания или медицинские препараты. Данный фактор можно попытаться объяснить тем, что мы боремся за чистоту и гигиену нашей «личной территории». Соответственно, поскольку наблюдается стабильный спрос на данный вид продукции, можно предположить, что рассматриваемый сегмент, еще долгое время будет интересен для будущих или действующих предпринимателей.

Давайте посмотрим, что происходит с отраслью «Товары для ухода за домом, средства личной гигиены и косметики» и каждый сможет сделать свои собственные выводы о динамике развития отрасли в целом и своего бизнеса в частности.

Данные официальной статистики указывают на рост покупательской активности и увеличение спроса на товары для ухода за домом, средства личной гигиены и косметику. Суммарные объемы отгрузки товаров данной категории в стоимостном выражении по итогам 8 месяцев 2018 года выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Динамика отгрузки в 2018 году по видам продукции:

    • Косметические средства +8%
    • Мыло +4%
    • Бытовая химия +7%
    • Средства для дезодорирования и ароматизации воздуха в помещениях +1%
    • Парфюмерия -14%

Основной объем продаж приходится на бытовую химию (44%), косметические средства и средства личной гигиены (47%).

Рис. №1 - Структура отгрузки товаров собственного производства по видам продукции, янв- авг 2018г

Структура-отгрузки-товаров-собственного-производства-по-видам-продукции-янв-авг-2018г

Основной объем стоимостных отгрузок (40%) приходится на Центральный федеральный округ.

Рис. №2 - Региональная структура отгрузки товаров бытовой химии, косметики и средств личной гигиены, янв-авг 2018г

Региональная-структура-отгрузки

По статистике, на долю товаров по уходу за домом, а также парфюмерных и косметических средств, приходится порядка 7% всех расходов населения на непродовольственные товары. Основная часть потребляемой продукции производится на территории страны. При этом определение импортного товара в данном случае весьма условно, так как большинство крупнейших мировых производителей (Henkel, Procter&Gamble и проч.) имеют в России собственные производства. Парфюмерия, на сегодняшний день, – единственный сегмент, где практически 100%  продукции ввозится в страну из-за границы.

Рис. №4 - Импорт и экспорт продукции в стоимостном выражении, млрд. руб.

Импорт-и-экспорт-продукции-в-стоимостном-выражении-млрд-руб

На сегодняшний день в отрасли 20.4 «Производство мыла, моющих, чистящих и полирующих средств, парфюмерии и косметики» осуществляют деятельность свыше 1 500 компаний, при этом ежегодно количество производителей растет.

Рис. №5 - Количество компаний и уровень рыночной концентрации

Количество-компаний-и-уровень-концентрации-в-отрасли

С увеличением количества игроков снижается уровень рыночной концентрации, что может свидетельствовать об эффективности методов конкурентной борьбы между участниками рынка.

Средняя рентабельность в отрасли по итогам 2017 года составляет 7,9% (по всем отраслям в целом по России 3,6%). Отрицательную рентабельность имеют только небольшие производители (компании с годовым оборотом < 10 млн. руб.).

Рис. №6 - Финансовые показатели деятельности участников рынка

Финансовые-показатели-деятельности-участников-рынка

Лидерами по выручке в отрасли являются ООО «Хенкель Рус», ООО «Проктер энд Гембл-Новомосковск» и  АО «Фаберлик» с суммарной рыночной долей в ~36%. Наибольшие темпы роста выручки демонстрирует АО «Фаберлик» (производитель косметики, парфюмерии и средств личной гигиены) — 129% к предыдущему году.

Рис. №7 - Темпы роста и доля выручки ТОП-10 компаний отрасли

Финансовые-показатели-деятельности-участников-рынка

Выводы:

  • несмотря на относительное изобилие представленной продукции, рынок бытовой химии, средств личной гигиены и косметики находится в стадии формирования, о чем свидетельствуют ежегодный рост количества его участников и постепенное снижение уровня рыночной концентрации
  • производители вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу, выпуская новые продукты, бренды, качественно меняя состав продукции, разрабатывая новый привлекательный дизайн и тратя огромные средства на рекламные кампании
  • особенность потребительского поведения – готовность к апробации новинок, что дает новым игрокам потенциальную возможность занять свою долю рынка.

Для подготовки данного исследования были использованы данные информационно-аналитической системы (ИАС) FIRA PRO.

Приведенные сведения имеют общеинформационное значение, не содержат закрытых данных и не могут быть использованы для коммерческих целей.

Имея доступ к ИАС FIRA PRO , Вы самостоятельно можете провести аналогичный или более глубокий анализ любой интересующей Вас отрасли.

Лидеры-по-объемам-продаж-средств-личной-гигиены-и-бытовой-химии-в-2017-году