Обзор табачной промышленности

Цель работы: проанализировать и оценить динамику основных показателей отрасли по производству табачной продукции в период с 2012 по 2016 годы. Для оценки использованы агрегированные данные статистической отчетности крупных и средних предприятий (Формы П-1, П-2, П-3 и П-4, источник: Росстат), данные по экспорту и импорту (источник: ФТС). По нашей оценке представительность статистических данных более 70 % относительно выручки по полному кругу предприятий (включая малые и микропредприятия). Использованы агрегированные данные по виду деятельности «Производство табачных изделий» (код ОКВЭД 2007 года 16, код ОКВЭД 2014 года 12.0).

Материал можно использовать как заготовку для проверки рабочих гипотез, определения значимости различных факторов и оценки их влияния на ситуацию в отрасли. Вы можете самостоятельно найти в интернете мнения экспертов и аналитиков о тенденциях развития отрасли. А затем оценить насколько высказанные мнения соотносятся с отраслевой статистикой.

ЧАСТЬ I

Динамика объемных стоимостных показателей

Рассмотрим основной показатель, характеризующий масштабы деятельности – выручку. Динамика выручки табачной отрасли в период с 2012 по 2016 годы ниже средних показателей российской экономики, за исключением 2015 года, когда наблюдался резкий скачок данного показателя, обусловленный значительным ростом цен на табачную продукцию.

Табл. 1. Динамика выручки (отношение к предыдущему году), Россия, 2012-2016 гг.

Отрасль Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 2016
Все отрасли экономики (ОКВЭД) проц 115,3 114,3 104,2 111,5 113,7
Производство табачных изделий (12.0) проц 110,7 106,1 104,6 134,4 105,1

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

Рост цен в табачной отрасли связан, как с общей инфляцией на фоне стремительного падения курса рубля в конце 2014 — 2015 году, так и с постоянным ростом акцизов на табачную продукцию в рамках реализации  государственной программы по снижению доступности алкогольной и табачной продукции для населения. Для дефлирования (перевода из номинальных в сопоставимые/реальные значения) стоимостных показателей обычно используют индексы цен или курсы валют. Для начала рассмотрим вариант с переводом курсов валют и проанализируем финансовые показатели отрасли в долларовом эквиваленте.

Табл. 2. Показатели отрасли Производство табачной продукции (12.0) с применением перевода валют, Россия, 2012-2016 гг.

Показатели Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 2016
Выручка (нетто) от продажи млн долл 6 229 6 448 5 583 4 709 4 515
Прибыль (убыток) от продаж млн долл 2 069 2 173 1 896 1 567 1 219
Прибыль (убыток) до налогообложения млн долл 1 757 1 718 1 782 1 414 1 053
Дебиторская задолженность, всего млн долл 3 496 4 229 2 939 2 739 4 937
Кредиторская задолженность, всего млн долл 2 921 3 673 2 605 2 848 4 618
Официальный курс доллара сша на конец периода руб / долл 30,4 32,7 56,3 72,9 60,7
Официальный курс доллара сша средний за период руб / долл 31,1 31,8 38,5 61,3 67,2

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

В следствие падения курса рубля в 2014-2015 годы произошло снижение выручки и прибыли табачной отрасли в валютном выражении. В 2016 году тенденция продолжилась, снижение выручки в этот период составило 4,1%, прибыли от продаж — 22,2%, прибыли до налогообложения — 25,5%.

Даже предварительный анализ финансовых показателей отрасли указывает на спад объемов выпуска продукции и рентабельности производителей табачной продукции. В последующих разделах мы дополнительно оценим данные тенденции, используя финансовые коэффициенты, внешнеэкономическую и производственную статистику.

Рассмотрим статистику потребительских цен на табачную продукцию. За последние 5 лет стоимость импортной пачки сигарет с фильтром выросла почти в 2 раза, с 48,7 руб. в 2012 году до 97,1 руб. в 2016 году. Еще сильнее подорожали отечественные сигареты — с 25,5 руб. в 2012 году до 69,7 руб. за пачку в 2016 году, то есть почти в 3 раза. Учитывая общую инфляцию, можно сделать вывод о том, что существенное влияние на рост цен в отрасли оказывает постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка. При этом, в цене на импортные, более дорогие сигареты, доля акцизов значительно ниже, чем у более дешевых отечественных. Стоит оговориться, что под импортными сигаретами подразумеваются сигареты зарубежных торговых марок, производимые на территории России представительствами транснациональных табачных компаний.

Табл. 3. Статистика потребительских цен на табачную продукцию в период 2012-2016 гг., Россия

Показатели Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 2016
Сигареты с фильтром импортные, пачка 20 штук руб/ компл 48,7 56,8 67,6 80,8 97,1
Сигареты с фильтром отечественные, пачка 20 штук руб/ компл 25,5 33,5 44,2 56,0 69,7
Индекс потребительских цен, на конец периода в % к концу предыдущего периода проц 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4
Дефлятор (средний за период): Индекс потребительских цен, на конец периода в % к концу предыдущего периода разы 0,969 0,909 0,835 0,744 0,682
Сигареты с фильтром импортные, пачка 20 штук руб/ компл 47,2 51,7 56,4 60,1 66,2
Сигареты с фильтром отечественные, пачка 20 штук руб/ компл 24,7 30,4 36,9 41,7 47,6

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

Также стоит отметить постепенное сокращение разницы между стоимостью импортных и отечественных сигарет. Если в 2012 году стоимость одних превышала стоимость других почти в 2 раза, то в 2016 году разрыв составил всего около 40%. Вероятно, данная тенденция приведет к тому, что производители отечественных марок сигарет будут вынуждены сократить ассортимент выпускаемой продукции.

Динамика производства и внешней торговли в стоимостных и натуральных объемах.

Несомненно политика властей по регулированию товарооборота табачной продукции повлияла на объемы рынка, начиная с 2013 года табачная отрасль демонстрирует спад  производства в натуральном выражении.

Табл. 4. Производство сигарет (ОКПД2 12.00.11.130), Россия, 2012 — 2016 гг.

Показатели  Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 2016
Производство сигарет (ОКПД2 12.00.11.130) млн. шт 410 542 389 262 353 946 343 594 335 506
Динамика производства, изменение к предыдущему периоду проц 4,5 -5,2 -9,1 -2,9 -2,4

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

На фоне сложившейся ситуации в отрасли многие компании-производители вынуждены оптимизировать бизнес путем переориентации на новые рынки сбыта. Положительная динамика экспортных поставок товарной группы ТНВЭД 2402200000 «Сигареты, содержащие табак» в натуральном выражении в рассматриваемый  период является наглядным тому подтверждением. По итогам 2016 года объем экспорта сигарет составил 39,5 тыс. тонн, превысив показатель 2015 года на 5,76%. Большая часть экспортных поставок приходится на страны СНГ — 73,4%, в частности на Казахстан и Азербайджан,  где в настоящий момент отсутствуют локальные производства у одного из крупнейших мировых производителей — British American Tobacco. Выпуск продукции с расчетом на экспортные поставки, по мнению представителей табачной отрасли, позволит задействовать освобождающиеся мощности в России.

Рис. 1. Экспорт сигарет, содержащих табак (ТНВЭД 2402200000), Россия — Все страны мира, тыс. т, 2012-2016 гг.

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

Параллельно росту экспорта происходит постепенное снижение импортных поставок табачного сырья (ТНВЭД 2401000000) в натуральном выражении, что также указывает на снижение объемов производства конечной продукции.

Рис. 2. Импорт табачного сырья (ТНВЭД 2401000000),
Все страны мира — Россия, тыс. т, 2012-2016 гг.

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

ЧАСТЬ II

Динамика финансовых коэффициентов, характеризующих рентабельность и финансовую устойчивость

Рассмотрим показатели, характеризующие прибыльность компаний табачной отрасли. Как уже предполагалось ранее, рентабельность  продаж табачных производителей незначительно снижается на фоне падения выручки. По итогам 2016 года данный показатель сократился до 27,0% с 33,3% в 2015 году.

Рис. 3. Показатели рентабельности табачной отрасли
в период 2012-2016 гг.

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

Коэффициент рентабельности затрат также имеет тенденцию к снижению, по результатам 2016 года всего 37,0% против 49,9% в 2015 году, что весьма логично — при падении выручки объем затрат на производство и реализацию продукции остается на прежнем уровне.

Анализируя финансовую устойчивость табачной отрасли нельзя не отметить проблемы с финансированием оборотных средств, возникшие в 2015 году, что в свою очередь привело к росту кредитов и займов. Доля кредитов и займов в краткосрочных пассивах увеличилась с 2,3% в 2015 году до 6,5% в 2016 году.

Рис. 4. Обеспеченность собственными оборотными средствами, проц, 2012-2016 гг.

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

Задолженность по полученным кредитам и займам в отрасли выросла с  19,4 млрд. рублей в 2012 году до 31,1 млрд. рублей в 2016 году, в основном за счет увеличения задолженности по краткосрочным обязательствам.

Для полноты картины приведем сравнение еще нескольких коэффициентов со средними по России данными:

Табл. 5. Сравнение показателей табачной отрасли с данными по России по всем видам деятельности в период 2012-2016 гг.

2012 2013 2014 2015 2016
Обеспеченность собственными оборотными средствами, Производство табачных изделий (12.0) проц 32,3 32,1 48,7 21,4 14,9
Обеспеченность собственными оборотными средствами, Все отрасли экономики (ОКВЭД) проц 38,8 36,6 29,5 28,0 25,8
Доля кредитов и займов в краткосрочных пассивах, Производство табачных изделий (12.0) проц 9,3 4,4 5,4 2,3 6,5
Доля кредитов и займов в краткосрочных пассивах, Все отрасли экономики (ОКВЭД) проц 28,3 27,9 29,1 29,1 27,6
Покрытие процентных выплат (EBIT interest coverage), Производство табачных изделий (12.0) раз 59,5 38,1 26,2 23,6 15,3
Покрытие процентных выплат (EBIT interest coverage), Все отрасли экономики (ОКВЭД) раз 6,4 4,8 3,9 3,8 4,6

Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2017

На основании полученной статистической информации можно сделать вывод о том, что основное влияние на табачную отрасль оказывает скорее не общая экономическая обстановка в стране, а активная антитабачная кампания, реализуемая правительством.

Можно предположить, что в течение 2017 года рынок сигарет так же продолжит свое падение. Будут вводиться все новые ограничения по продаже и распространению табачной продукции. Министерство здравоохранения России уже имеет антитабачную концепцию, рассчитанную до 2022 года. Ее пункты будут постепенно рассматриваться и планомерно вводиться, что, определенно, не приведет к росту производства и продаж в табачной отрасли.

Использование программно-аналитического комплекса (ПАК) FIRA PRO для подготовки данного отчета

Даже не имея существенного опыта аналитической работы, Вы в кратчайшие сроки можете подготовить подобный материал с помощью ПАК FIRA. Подготовка исходных данных займет 2-3 часа. Также мы готовы предоставить готовые шаблоны исходных данных, применимые к любой интересующей Вас отрасли. При помощи шаблона формирование исходных