Экспресс анализ привлекательности российского рынка лампочек
«Первое независимое рейтинговое агентство» на основании данных ИАС FIRA PRO подготовило экспресс анализ привлекательности российского рынка лампочек.
График 1. Количество компаний в отрасли
Высокие темпы роста числа компаний-участников отрасли в докризисный период (в среднем на 17% в год), могут свидетельствовать о:
- низком барьере входа
- высокой привлекательности рынка
График 2. Уровень рыночной концентрации (HHI)
Достаточно высокий уровень конкурентной борьбы между локальными производителями. Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по итогам 2016 года составил 250, что характеризует рынок как конкурентный. Снижение данного индекса в рассматриваемый период (2012-2016 гг.), указывает на рост конкуренции в отрасли.
График 3. Темпы роста и доля ТОП-10 компаний отрасли
По итогам 2016 года можно выделить ТОП-10 компаний, суммарная выручка которых составляет порядка 17 млрд. рублей (или 40% от выручки всех компаний отрасли). Компания-лидер отрасли «Ледванс», АО – российское подразделение одного из ведущих мировых производителей светотехнической продукции OSRAM AG.
График 4. Показатели эффективности деятельности ТОП-10 компаний отрасли
Достаточно высокие показатели эффективности деятельности ведущих компаний отрасли: ликвидность в пределах 0,95 — 4,29.
Рентабельность прибыли до налогообложения крупнейшего участника рынка АО «Ледванс» — 11,2%, что значительно превышает среднеотраслевой показатель.
График 5. Суммарная выручка и себестоимость, млрд руб
Суммарная выручка и себестоимость российских производителей в рассматриваемый период примерно на одном уровне, без значимых колебаний, что также указывает на зрелость и насыщенность рынка.
График 6. Производство лампочек в России, млн шт
Спад объемов производства в 2017 году на 23,2% в основном за счет снижения выпуска ламп накаливания высокой мощности. Внутреннее производство составляет лишь треть от всего объема потребления (около 1 млрд. лампочек по итогам 2017 года).
Основной объем потребления приходится на продукцию из Китая – преимущественно недорогие светодиодные лампочки.
Выводы
1. В современной России реализуются государственные программы энергосбережения, осуществляется постепенный переход на энергосберегающие источники освещения, среди приоритетных направлений – осветительные устройства со светодиодами.
Как следствие, можно прогнозировать рост спроса на данную продукцию со стороны:
- населения
- государственных компаний
- представителей частного бизнеса
2. В настоящее время можно говорить о зрелости рынка:
- один крупный игрок с долей рынка ~11% от общего объема выручки и ~17% от натурального объема производства
- остальной рынок поделен между региональными производителями примерно в равных пропорциях
3. В ближайшие годы основная конкурентная борьба развернется между локальными производителями и иностранными конкурентами в лице азиатских производителей.
Для выживания российским производителям в условиях жесткой конкуренции, необходимо провести трансформацию текущих бизнес-процессов с акцентом на качество производимой продукции, оптимизацию логистики и усиление маркетинговых кампаний.