Экспресс-анализ перспективности пивоваренной отрасли Экспресс-анализ перспективности пивоваренной отрасли Рыночные показатели Популярность пива в России достаточно велика, однако среднедушевое потребление этого напитка в нашей стране значительно ниже, чем например, в европейских странах. По данным официальной статистики, в среднем, житель России за год употребляет порядка 53,2[1] л пива, что в 2,5 раза ниже уровня потребления в Чехии и почти в 2 раза ниже, чем в Польше, Германии и Австрии. [1] Приведены данные за 2016 год Рис. №1 - Потребление пива на душу населения, л/год Источник: информационный портал Statista, Росстат, 2018 г В последние годы, в связи с реализуемой антиалкогольной политикой государства: запрет на продажу алкогольной продукции позже 23:00 запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах запрет на рекламу продукции в СМИ пропаганда здорового образа жизни неоднократное повышение акцизных ставок и т. д. наблюдается снижение объемов потребления пива населением, и как следствие, пивоваренная отрасль стагнирует. По итогам 3 кварталов 2018 года в России было произведено 603,8 млн дкл пива, наблюдается незначительный (+4,6%) рост объемов производства по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Рис. №2 - Производство пива, Россия Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г В период янв-авг 2018 года российскими производителями было отгружено 508,9 млн дкл пива на сумму 173,3 млрд руб. Рост объемов отгрузки по сравнению с аналогичным периодом 2017 года: в стоимостном выражении + 5,4%, в натуральном выражении + 2,9%. На рост объемов производства и отгрузки пива в текущем году, в первую очередь, повлиял проведенный в нашей стране ЧМ по футболу. По данным Nielsen, пиво стало одной из категорий, обеспечивших рост продаж в секторе FMCG во время проведения чемпионата. Рис. №3 - Производство и отгрузка пива, 2017-2018 гг Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г Средняя стоимость[2] отгруженного производителями литра пива в августе текущего года составила 33,7 руб. При этом средние потребительские цены в этот период составили: на пиво импортное 213,9 руб/л на пиво отечественное — 111,9 руб/л. Под импортным пивом, в данном случае, подразумевается пиво зарубежных торговых марок, производимых на территории России транснациональными компаниями. [2] Данные не включают НДС, акцизы и другие аналогичные платежи Рис. №4 - Средние потребительские цены и цены на отгруженную производителями продукцию, руб/л Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г Можно отметить рост объемов импортных поставок пива в 2017-2018 гг., на данный момент объемы импорта сопоставимы с показателями докризисного 2014 года. Доля импортной продукции во внутреннем потреблении невелика — 3-4%, однако наблюдается тенденция к ее увеличению. Крупнейшие страны-поставщики: Германия, Чехия, Бельгия, Ирландия (суммарная доля в импорте >70%). Основная поставляемая продукция — пиво премиум-сегмента. Объемы экспортных поставок пива, напротив, снижаются. На рисунке наглядно представлено влияния изменения курса валюты на объемы экспортных и импортных поставок пива в период 2014-2018 гг. Рис. №5 - Объемы экспорта и импорта пива, млн дкл Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г Компании - производители На сегодняшний день пивоваренная отрасль насчитывает свыше 1 300 компаний-производителей, при этом их количество постоянно увеличивается, а отраслевая выручка снижается, производители вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу. По итогам 2017 года суммарный объем выручки пивоваренных компаний составил 270 млрд руб., что ниже показателя 2016 года на 14%. Рис. №6 - Количество компаний пивоваренной отрасли и их суммарная выручка Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г На долю ТОП-10 компаний отрасли приходится свыше 80% отраслевой выручки (хотите больше рейтингов — fira.ru/rejtingi/). Компания Выручка, 2017 год, млрд руб Выручка, 2016 год, млрд руб Доля в отрасли, 2017 год ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА» 74,5 90,5 27,6% АО «ПИВОВАРНЯ МОСКВА-ЭФЕС» 33,1 38,6 12,3% АО «САН ИНБЕВ» 28,7 41,7 10,6% ООО «ОПХ» 28,6 36,9 10,6% ЗАО «МПК» 16,8 17,7 6,2% ООО «ТРЕХСОСЕНСКИЙ» 11,8 8,7 4,4% АО МПБК «ОЧАКОВО» 7,6 8,2 2,8% ООО «ЗАВОД ТРЕХСОСЕНСКИЙ» 6,8 6,7 2,5% ОАО «ТОМСКОЕ ПИВО» 4,8 5,1 1,8% АО «АЯН» 3,6 3,5 1,3% Всего ТОП-10 216,2 257,6 80,2% Источник: ИАС FIRA PRO, 2018 г Снижение выручки наблюдается практически у всех крупных игроков рынка. Падение объемов выручки крупнейших участников рынка и стагнация в отрасли в целом, обусловлена несколькими факторами, среди которых: общая экономическая обстановка в стране — снижение уровня покупательной способности населения изменение потребительского поведения — цена, определенно, остается важнейшим фактором при выборе товаров, однако, покупатель стал больше уделять внимания качеству пива и его вкусовым характеристикам ужесточение контроля со стороны государства Планируете диверсифицировать бизнес, не знаете какой уровень цен установить на продукт или интересуют данные по демографической статистике российских регионов и уровню доходов населения?Воспользуйтесь ИАС FIRA PRO - все необходимые данные для развития бизнеса в удобном формате.